Записаться на консультациюКонсультация

Записаться на консультацию

Пожалуйста, оставьте свои контактные данные. Наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Участникам закупок пояснили нюансы указания данных о товарном знаке в заявке

Опубликовано: 21.09.2025

В постоянно меняющемся ландшафте государственных закупок, где точность и соответствие требованиям являются ключевыми, Минфин России выпустил важное разъяснительное письмо, касающееся указания данных о товарном знаке в заявках на участие в закупках. Этот вопрос, кажущийся на первый взгляд незначительным, на практике вызывает немало вопросов и споров между участниками закупок и заказчиками.

Согласно письму Минфина, для целей законодательства о контрактной системе под товарным знаком следует понимать обозначение, служащее индивидуализации товаров, зарегистрированное федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, и сведения о котором включены в Государственный реестр товарных знаков. Это определение подчеркивает важность официальной регистрации товарного знака для его признания в рамках контрактной системы.

В то же время, ведомство отмечает, что Закон № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не устанавливает необходимость указания в заявке наименования товарного знака. Эта позиция представляет собой гибкий подход, дающий участникам закупок свободу в представлении информации о предлагаемом товаре.

Таким образом, отсутствие указания товарного знака в заявке само по себе не противоречит Закону № 44-ФЗ и не является основанием для отклонения заявки такого участника. Однако, следует помнить, что, несмотря на отсутствие прямого требования об указании товарного знака, участник закупки несет ответственность за предоставление точной и достоверной информации о предлагаемом товаре, позволяющей однозначно идентифицировать его соответствие требованиям заказчика.

Расширенный комментарий:

Письмо Минфина России вносит ясность в понимание требований к заполнению заявок на участие в закупках в части указания товарных знаков. С одной стороны, ведомство подчеркивает, что отсутствие указания товарного знака не является автоматическим основанием для отклонения заявки. С другой стороны, это не освобождает участника от обязанности обеспечить четкую и однозначную идентификацию предлагаемого товара.

На практике это означает, что участник должен внимательно изучить требования документации о закупке. Если заказчик требует указания конкретного товарного знака или его эквивалента, то необходимо предоставить соответствующую информацию. Если же требования к товарному знаку отсутствуют, то участник может предоставить иную информацию, позволяющую идентифицировать товар, например, указать характеристики, производителя, модель и т.д.

Важно отметить, что предоставление ложной или неполной информации о товаре может привести к негативным последствиям, в том числе к отклонению заявки и включению участника в реестр недобросовестных поставщиков. Поэтому, участникам закупок следует подходить к заполнению заявок с максимальной ответственностью и при необходимости обращаться за разъяснениями к заказчику.

Данные разъяснения Минфина особенно актуальны для поставщиков товаров широкого потребления, где наличие зарегистрированного товарного знака является распространенной практикой. Руководствуясь данным письмом, участники закупок смогут более уверенно формировать свои заявки, минимизируя риск необоснованного отклонения и обеспечивая тем самым равные конкурентные условия.

Источник: https://www.garant.ru/news/1867720/