Пожалуйста, оставьте свои контактные данные. Наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.
В нижней палате российского парламента одобрен в первом чтении законопроект, расширяющий перечень ситуаций, когда на заказчиков может быть наложена ответственность по статье 7.30.4, часть 7, Кодекса об административных правонарушениях РФ. Если закон будет принят, штрафы будут взиматься с заказчиков за задержку платежей по контрактам с любыми поставщиками, а не только с представителями малого и среднего бизнеса, участвующими в закупках (Федеральный законопроект № 921844-8 утвержден в первом чтении 16 октября 2025 г.).
Одобрение в первом чтении Федерального законопроекта № 921844-8, вносящего изменения в статью 7.30.4 КоАП РФ, свидетельствует о последовательной тенденции законодателя к усилению защиты прав поставщиков в контрактной системе. Действующая редакция ч. 7 ст. 7.30.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность для заказчиков, допустивших нарушение сроков оплаты товаров (работ, услуг) по контрактам, заключенным с субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП). Предлагаемые изменения расширяют сферу действия данной нормы, распространяя ее на контракты со всеми поставщиками, вне зависимости от их статуса.
Ключевым изменением является устранение ограничения, связанного с субъектами МСП. Если ранее ответственность наступала только за нарушение сроков оплаты контрактов с данной категорией поставщиков, то после принятия законопроекта санкции будут применимы к заказчикам, допустившим просрочку оплаты по контрактам с любыми юридическими и физическими лицами, являющимися поставщиками.
Необходимо учитывать, что для квалификации правонарушения по ст. 7.30.4 КоАП РФ необходимо соблюдение ряда условий. В частности, требуется установить наличие действительного контракта, содержащего условия об оплате товаров (работ, услуг) в определенные сроки, факт нарушения данных сроков, а также вину заказчика в допущенном нарушении.
Существенным аспектом является определение момента начала течения срока оплаты. Как правило, этот момент определяется условиями контракта. Однако, в отсутствие четких указаний в контракте, могут возникнуть споры о том, с какого момента следует исчислять срок оплаты, что может осложнить процесс доказывания факта нарушения.
Еще одним риском может являться злоупотребление поставщиками своим правом на обжалование действий заказчика в случае незначительных нарушений сроков оплаты, которые могли быть вызваны объективными обстоятельствами, не зависящими от воли заказчика (например, задержки финансирования из бюджета).
Законопроект, безусловно, направлен на укрепление дисциплины в контрактной системе и защиту прав поставщиков. Тем не менее, его принятие потребует от заказчиков повышенного внимания к соблюдению сроков оплаты по всем контрактам. Важно, чтобы применение данной нормы было справедливым и учитывало все обстоятельства дела, а не превращалось в инструмент давления на заказчиков со стороны недобросовестных поставщиков. В дальнейшем, судебная практика применения данной нормы покажет, насколько эффективно она будет способствовать достижению поставленных целей.